пн-пт: 10:00 - 18:00
приём по записи

5 июня 2012  Математики помогают лингвистам

Несмотря на то, прописная истина о том, что эскимосы имеют сто слов для обозначения снега, преувеличена, несколько десятков таких слов всё же существует. Языки действительно полны очаровательных причуд, которые раскрывают характер культуры. Диалект шотландский гэльский, например, традиционно используется в горах, а в рыбацких поселках, есть много специфических слов для обозначения водорослей.

К сожалению тех, кто находит эти подробности увлекательными, языки вымирают с невероятной быстротой - один умирает каждые 14 дней и лингвисты носятся вокруг с диктофонами и списками слов, пытаясь записать по крайней мере, каждый фрагмент прежде чем язык исчезнет. Математик Анна Кендлер из Института Санта-Фе отмечает, что единственный способ сохранить старый язык, - это решение населения о том, что в нем есть что-то ценное, будь то патриотические причины, культурное наследие, или привлекательность для любопытных туристов.
Допустим, решено, что язык стоит оставить. Как это сделать?
Это та область, где математики могут помочь лингвистам. Несколько лет назад, Кендлер и ее коллеги решили сделать математическую модель исчезающих языков, чтобы обеспечить своего рода тестовую среду для программы, направленной на изучение местных языков. Они выбрали шотландский гэльский, потому что для этого языка существуют данные о динамике и  демографии за 100 лет. Этот язык имеет свои взлеты и падения. Но в последнее десятилетие, произошло некое движение, увеличившее употребление этого языка – программы на радио, прогноз погоды и т.д.
Модель, построенная математиками, сочетает в себе все реалии и аспекты шотландской жизни и позволяет нарисовать картину прогресса языка. Некоторые из чисел очевидны, - вы должны знать, сколько людей из населения говорит на гэльском, как многие говорят только на английском, и сколько на двух языках, а также темпы утраты гэльского языка. В модели также содержатся номера, которые отвечают за «престиж» каждого языка, культурно значение, желание людей говорить на нем, и цифры, которые описывают экономическую ценность языка.
Следует поместить все вместе в систему уравнений, описывающих рост трех различных групп - говорящих на английском языке, гэльского языка, и билингвов, и вы можете вычислить, что нужно для стабильного двуязычного населения. В 2010 году, используя эту модель, Кендлер обнаружила, в общей сложности 860 носителям английского языка придется научиться гэльскому, чтобы с каждым годом число носителей оставалось тем же. 

Новый сбор данных о динамик гэльского языка был завершен в 2011 году. Числа в настоящее время анализируются, и Кендлер ждет в напряжении, чтобы увидеть, что они показывают.