пн-пт: 10:00 - 18:00
приём по записи

8 ноября 2011  Радисты Морзе прощаются с умирающим языком

Джордж Кэмпбелл и его друзья состоят в числе немногих носителей умирающего языка.

«Вместе с нами умрет азбука Морзе, умрет навсегда» - заявил 85-летний житель города Ледук, Канада, один из радистов Второй Мировой Войны, кто участвовал в передаче сообщения о конце войны в Европе в 1945 году. «Никто после нас не будет заниматься этим. Мы – последнее поколение».

Кэмпбелл и его друзья Билл Бачанан, 82 лет, и Джим Монси, 84 лет – члены Эдмонтского отделения Клуба Морзе. В прошлое воскресение они выступили перед несколькими десятками человек в городской библиотеке города  Страткона и продемонстрировали искусство телеграфного общения.

Кэмпбелл написал книгу под названием «Доброй ночи, старик», повествующую о его работе радистом. Умирание азбуки Морзе он назвал основными мотивирующим фактором к записи его воспоминаний.
«Мы хотим быть уверены в том, что азбуку Морзе услышат столько людей, сколько возможно», сказал Кэмпбелл в воскресенье. «Это основная функция Клуба. Мы распространяем аудиодиски с тем, чтобы люди смогли услышать настоящую, мастерскую Морзянку. В этом наша задача. Вот почему я считаю своей задачей, своей целью написать книгу».

Кэмпбеллу было всего 19, когда он, после 19 месяцев службы радистом в ВМС, передал закодированное сообщение о капитуляции Германии. Он догадывался, о чем было это сообщение, но не знал наверняка, так как оно было закодировано. Его работа заключалась в том, чтобы передать сообщение дешифровщикам.

После него последовало сообщение «накладывайте сплесень на грота-брас»  -  старое морское выражение, предписывающее выдать каждому моряку порцию рома в честь празднования. Это подтвердило его догадки. Правда, для 19-летнего Кэмпбелла это было не важно, так как принимать участие в попойках могли только моряки, достигшие 21 года. 

«Клуб Морзе проводит демонстрации в своем и соседних гордах, среди прочего, в железнодорожном Музее Альберты неподалеку от Форта Саскачиван, что привлекает внимание многих детей» - заявил Бачанан.

Монси сказал, что телеграфия до сих пор живет в текстовых сообщениях, которыми молодежь пользуется повсеместно. «Правда, у нас не было LOL» - добавил он с улыбкой. «Мы просто говорили «hi». Эти две буквы, отправленные азбукой Морзе, означали, что ты смеешься».

Но Монси добавил, что сегодня азбука Морзе никому не нужна и никто ее не учит. Ни радиолюбители, ни даже моряки. Береговая Охрана США прекратила прослушивание кода Морзе на предмет сообщений о бедствии еще в начале 90-х. «Сейчас у нас есть спутники и различные более хорошие и надежные виды радиосвязи».

Но все же в его голосе слышалась тоска. Слышалась, когда он рассказывал истории из жизни профессиональных радистов и  тех, кто был не совсем профессионалом, «крышках», как он называл их.

Но эти дни далеко позади. «Все кончено. Молодежь больше не учит азбуку Морзе. Но в этом и есть прогресс».