пн-пт: 9:00 - 18:00
8 (812) 386-99-80
Санкт-Петербург
8 (495) 988-99-80
Москва
обратный звонок

13 февраля 2012  Школа-интернат спасает коренной язык Америки


Линетт Штейн-Чендлер – директор школы-интерната Уайт-Клэй, где дети помимо обычных предметов изучают язык и культуру региона Уайт-Клэй.

Школа-интернат Уайт-Клэй, находящаяся индейской резервации Форт-Бэлкнэп в Гарлеме, штат Монтана, пытается сохранить язык А’ани. Всё благодаря усилиям 26 учеников школы, которые в настоящий момент изучают этот коренной язык Америки.

«Идея изучать свой собственный язык дает вам настоящее чувство самореализации. Это делает тебя уникальным не только для внешнего мира, но и уникальным для самого себя», - рассказала Мишель Льюис, мама одного из учеников, в интервью местному каналу KFBB.

Традиционные дисциплины, такие как математика и чтение, изучаются параллельно с впитыванием таких исконно американских ценностей, как уважение к старшим поколениям и отвага.

Доктор Линетт Чендлер, директор школы, считает погружение в язык ключевым моментом в возрождении и сохранении американской истории. Согласно KFBB, на языке A’ани не говорят больше нигде.

«Исторически коренному населению приходилось строить хорошие отношения с системой образования. Поэтому я хочу возродить эти традиции и сделать их повсеместной практикой, основываясь, в первую очередь, на возрождении нашего языка и повседневном его использовании», - сказала Чендлер.

Линетт Чендлер работает со своим мужем, Шоном Чендлером. Оба они закончили Государственный Университет Монтаны и выучили коренной язык уже будучи взрослыми.

Шон рассказал, что через язык можно впитать философию индейцев Уайт-Клэй. К примеру, слово «начальник» на этом языке дословно переводится как «благородный человек».

«Это наглядно демонстрирует, каким был наш образ мышления. Тогда начальником был не тот, кто больше всех имел, а тот, кто был благодетелем, тот, кто следил за порядком».

Школа-интернат Уайт-Клэй привлекла некоторое внимание в 2006 году, когда о ней рассказали в «Терра», видео-подкасте. В то время в школе насчитывалось всего 11 учащихся.




Игра на основе «бинго», с помощью которой Чендлер помогает детям выучить язык А’ани.

«Среди индейского население очень часто встречается выражение о том, что индейцам приходится жить в двух мирах одновременно. Впрочем, я надеюсь, что в нашей школе мы сумеем объединить эти два мира в один. Больше не придется быть разделенным человеком. Дети будут чувствовать себя одним целым, живущим в целостном мире» - рассказала Чендлер.

В видео из подкаста Терра родители учеников рассказывают, насколько они благодарны школе за возрождение языка. Некоторые из учеников даже стали рассказывать всё, что выучили, своим родителям. Для Чендлер это лучший показатель успеха.

«Мы выигрываем борьбу, мы выигрываем войну за язык A’ани», - рассказала Чендлер в видео. «Я бы хотел, чтобы все члены нашего сообщества и все остальные знали, что всё, что нужно для создания подобной школы – мечта и усердие. Любой может сделать подобное».

По материалам
ICTMN Staff
http://indiancountrytodaymedianetwork.com/2012/02/12/immersion-school-is-saving-a-native-american-language-97341
12 February 2012

Перевод: Нурсеитов Евгений